Главное меню
Дистанционное обучение: форма, технология, средство

До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: ДО — это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО.

Как новая форма обучения, ДО не может быть совершенно автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции). Характерными чертами дистанционного обучения являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), разделенность субъектов учебного процесса расстоянием, виртуальная кооперативность обучения, преобладание самоконтроля над контролем со стороны преподавателя, использование современных специализированных технологий и средств обучения и т. д.

Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития как заочного, так и очного обучения, на которой обеспечивается применение
информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме online). А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:
• постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;
• возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;
• передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и длительность.

Отличие ДО от очной формы обучения состоит в том, что существенная часть материала усваивается не в аудиториях, а с помощью Интернет-технологий, т. е. в ДО работа студентов является организованной и в основе своей самостоятельной. К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:
• обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
• гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лаборатор-
ных работ на оборудовании (возможно, удаленном);
• контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Кроме того, важно отметить, что ДО принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит студент, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью дистанционное обучение пермь является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).

Популярные темы

22.11.2018, 08:24
Почему веселит "веселящий" газ
17.11.2018, 18:05
Как носить шарф с пальто
17.11.2018, 18:04
Как выбрать коттеджный поселок
17.11.2018, 18:00
Монолитный поликарбонат — свойства и применение
Материал пока никто не комментировал и не оставлял отзывы.
Вы можете быть первым - поделитесь своим мнением!
avatar